Слушание музыки

На седьмом году жизни дети приобретают более широкий кругозор, достаточный уровень интеллектуального развития и музыкального образования, то есть обладают заметными возможностями, чтобы слушать довольно сложные музыкальные произведения. Шести-, семилетние дети способны прослушивать относительно крупные музыкальные произведения, чувствовать их форму, вслушиваться в интонационные ходы и ритмические особенности, осознавать характер музыки, выявлять комплекс средств музыкальной выразительности. У большинства из них в этот период интенсивно развиваются музыкальное воображение и мышление. 
Дети в этом возрасте способны различать некоторые особенности музыкальных произведений, на основе полученных сведений высказывать свое отношение к песням, пьесам, их характерным признакам, пользоваться различными терминами, определениями. Дети узнают, что музыку создает народ, пишут композиторы. Слушание разнообразной вокальной и инструментальной музыки расширяет кругозор детей. Они могут различать звуки скрипки, фортепиано и других инструментов.
Углубляя навык слушания музыки, продолжаем развивать эмоциональную отзывчивость и музыкальное восприятие, предоставляя детям самостоятельно отмечать разнообразные выразительные средства, определять характер музыки (бодрый, нежный, плясовой и т.д.) Музыкальное восприятие ребенка активизируется, если произведение звучит в разных вариантах исполнения. 
Дети способны анализировать музыкальное произведение, сравнивать, выделять, обобщать отдельные особенности музыкального языка и речи. Прислушиваясь к музыкальной речи, они способны уловить связь между эмоционально-образным содержанием произведения и выразительно-изобразительными средствами. Таким образом, складывается определённая последовательность музыкальных тем:
  •     Жанр и характер произведения (какие чувства передаёт музыка?)
  •     Программность и изобразительность (о чём рассказывает музыка?)
  •   Художественный образ и средства выразительности (как рассказывает музыка?)
Каждая из тем осваивается последовательно, в течение всего учебного года. Разделение тем, конечно, условно, так как, привлекая внимание детей к одной их них, педагог затрагивает и другие темы.
 Возможно, некоторые советы помогут вам и ваше­му ребёнку войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства
1.     Прежде всего, помните о том, что любое музы­кальное произведение необходимо слушать, не от­влекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно сле­дить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого её завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.

2.        На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисцип­линировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.

3. Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чём хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться. В инструментальной музыке слов нет. Но от это­го она не становится менее интересной.

4.     Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом всё больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. Почувствуй­те, какая упорядоченность существует в музыке: звуки не могут звучать «как попало, как вздумается».

     5. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания спе­циальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.
6. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов.
7. Разбудить фантазию и воображение помогут и строчки литературных, особенно поэтических произведений. Размышления над тем, почему именно эти, а не другие строки так созвучны музыкальным, также помогут услышать большее. В некоторых случаях можно подобрать к услышанному подходящую по настроению иллюстрацию или нарисовать свою «музыкальную картинку».
Всё это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.  Возросшие возможности детей, накопленный ими опыт восприятия музыки позволяют активнее воспитывать эстетическое отношение к ней.
Однако всегда необходимо бережно относиться к ребенку, не перегружая его одномоментно изрядным объемом различных музыкальных впечатлений, поскольку барабанные перепонки его еще очень нежны и легко ранимы, к тому же не закончилось окостенение слухового канала и височной кости.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.